Зачем комплексу у воды собственный пруд и почему проверять новостройку на качество лучше всего в холодное время года
Метаморфозы этого берега
Хоть Москва не Питер и тем более не Венеция, водоемов в ней хватает. Скажем, протяженность обоих берегов только Москвы-реки в пределах столицы превышает 150 км, а Яузы – около 60 км. Однако до недавнего времени возможностей жить вблизи воды было не так много. А все потому, что исторически ближе к руслам строили не столько жилье, сколько промышленные предприятия. Логика понята: производствам постоянно требуется транспортировка сырья и готовой продукции, а делать это проще и удобнее именно по водным артериям.
В последние десятилетия надобность в таком использовании самых, возможно, красивых локаций города отпала: предприятия стали активно реорганизовывать и выводить за черту Москвы, а чуть позже появилась комплексная программа по развитию столичных прибрежных зон как прогулочных территорий. Как результат – рядом с реками начали появляться разнообразные жилые проекты, причем некоторые с весьма интересными концепциями. Один из таких комплексов – «Резиденция композиторов», который компания AFI development возводит на Павелецкой набережной, что к югу от Кремля, между Садовым кольцом и ТТК.
Некогда эта территория принадлежала расположенному неподалеку Данилову монастырю, чья история начинается на рубеже XIII и XIV веков и связана с именем московского князя Даниилы Александровича, младшего сына Александра Невского. Сам монастырь построили чуть в стороне, а вдоль Москвы-реки простирались примонастырские луга и пастбища. Пятью столетиями спустя, в середине XIX века, когда пасти стада в черте разросшегося города стало не очень разумно, участок перешел в руки Егора Шлихтермана – московского предпринимателя прусского происхождения. Здесь он основал прядильно-красильную фабрику с традиционными корпусами из красного кирпича и отдельным большим строением – домом управляющего.
Для своего времени это было довольно крупное предприятие: ежегодно оно производило 100 тыс. пудов (более 6 тыс. кг) шерсти, которая затем отправлялась на другую фабрику того же владельца – ткацкую, расположенную в подмосковном поселке Володарского на реке Пахре, где превращалась в популярные у московских модниц и модников драп и сукно. Через десятилетие после революции производство у Данилова монастыря сменило профиль и превратилось в картонажный комбинат, просуществовавший до начала XXI века, а затем пришло в упадок. И лишь несколько лет назад заброшенную территорию решили превратить в современное жилое пространство.
Фабриканты дошкольного возраста
Проект «Резиденции композиторов», который возводится на месте бывшей фабрики, разработало архитектурное бюро Сергея Скуратова – автора Copper House, «Дома на Мосфильмовской» и других эффектных и знаковых для Москвы строений. Сложность заключалась в том, что большинство ранее существовавших здесь построек оставить в неизменном виде не удавалось ни в силу их состояния, ни в силу несоответствия современным представлениям о качественном и удобном жилье, при этом дух XIX века сохранить хотелось. На помощь пришли архитектурные приемы и принципы планирования территории – а она занимает 5,5 га.
Например, корпуса разместили так, чтобы те образовали не просто внутренние дворы, а пространство, где можно организовать прогулочные аллеи и даже площадь – именно такая компоновка была характерна для минувших столетий. Чтобы внутреннее пространство действительно превратилось в прогулочную зону, в нем применили популярный сейчас прием «двор без машин». А автомобили разместят под землей, на занимающем все пятно застройки одно-двухуровневном паркинге, который уже полностью готов. Чтобы понять его масштабы, достаточно сказать, что машиномест в нем почти вдвое больше, чем количества квартир в комплексе.
Благодаря такому подходу в комплексе появились и многочисленные инфраструктурные объекты. Есть даже свой собственный искусственный пруд, который возник на месте одной из бывших фабричных построек. Несмотря на близость комплекса к Москве-реке свой личный водоем, доступный лишь будущим жильцам, лишним не станет и только добавит проекту особой ауры. Уже готов корпус, в котором разместится спортивный центр с бассейном и SPA-зоной – в нем сейчас идет внутренняя отделка.
Будет в «Резиденции» и своя длинная торговая галерея, которая помимо основной функции возьмет на себя и дополнительную: отгородит комплекс от внешней жилой застройки. Застройка эта, впрочем, довольно скромная и умеренная – в основном пятиэтажки. Зато неподалеку, на той же Павелецкой набережной, находится Московский международный Дом музыки – современное 46-метровое здание с эффектным куполом, украшенным скрипичным ключом, ставшее одной из главных обителей столичных музыкантов. Именно благодаря такому соседству комплекс и получил свое название – «Резиденция композиторов».
Еще один прием, позволивший подчеркнуть связь времен – отделка фасадов: часть из них выполнена из темного клинкерного кирпича, напоминающего тот, что использовался в фабричных строениях. Такие же фасады – в одном из старых корпусов, бывшем доме управляющего, который сохранили почти в первозданном виде. После завершения реконструкции в нем откроют частный детский сад на 88 малышей. При этом «начинка» старинного корпуса будет современной и соответствующей всем стандартам дошкольного воспитания. Например, здесь появится детский бассейн и эффектно оборудованные игровые комнаты.
Проверка минусом
Для более высоких корпусов (а комплекс состоит из 6 зданий по 6-16 этажей в каждом) для фасадов выбрали светлый керамогранит, что делает облик «Резиденции композиторов» более легким и воздушным. Однако кирпичи есть и там, вернее, их современный аналог – паратерм. Это пустотелые керамические блоки (так называемая «теплая керамика»), которые используют для наружных стен. Толщина каждого блока превышает 50 см, а этого более чем достаточно, чтобы внешние стены были теплыми безо всякого дополнительного утепления.
Так оно и есть, и особенно легко в этом убедиться, пока на улице минусовая температура: в тех корпусах, которые уже построены (первая очередь строительства полностью готова, а во второй завершаются монолитные работы), очень тепло. Кстати, пока весна не вошла в свои права, самое время проинспектировать и еще один строительный нюанс. Он касается оконных блоков, которые при неправильном монтаже или некорректной работе инженерных систем в холодное время года могут продуваться и запотевать. В «Резиденции композиторов», где окна панорамные и занимают почти все пространство от пола до потолка, таких недостатков нет.
Есть внутри квартир и настоящие кирпичи – из них возведены стены по внешней границе «мокрых зон», то есть, ванных комнат и кухонь. Как поясняют представители AFI development, это намеренный ход: изо всех стеновых материалов кирпич меньше всего реагирует на воздействие воды, поэтому в зонах прохождения труб коммуникаций его применение оправдано. Заодно такой строительный прием в дальнейшем позволяет сэкономить на черновых строительных материалах, например, использовать меньше гидроизоляции.
А это важно, поскольку ремонт жильцы будут делать сами: квартиры в комплексе сдаются без отделки и без межкомнатных перегородок. В этом еще одна особенность «Резиденции композиторов»: тут намеренно не стали предлагать покупателям готовые решения «под ключ», хотя жилье с готовой отделкой все чаще появляется в столичных новостройках любых ценовых категорий. Однако желающих обустроить пространство на свой лад меньше не становиться, покупатели по-прежнему хотят видеть свою квартиру отличной от жилья соседей.
Если лишь одно «но»: пока квартира в бетоне и камне, корректно оценить ее габариты может далеко не каждый. Чтобы облегчить задачу, в офисе продаж комплекса (а он по соседству со стройкой, в бизнес-центре «Плаза H2O») организовали шоу-рум с полностью отделанной и обставленной квартирой в натуральную величину. Это дает полное представление о параметрах жилья, а уж какой стиль использовать в интерьерах, каждый решит сам. Например, тот же лофт, на который намекают и большие окна, и обилие кирпича.
Лофт с хитростями
Лофты, к слову, в «Резиденции композиторов» есть и так, но это не интерьерный стиль. Этим термином здесь именуют особые варианты, которые присутствуют в комплексе наряду с квартирами и представлены в отдельных корпусах. Интересно, что лофты от местных квартир отличает не только юридический статус и не только габариты (лофты более разнообразны по площадям, они варьируются от 36 до 129 кв. метров против 52-136 кв. метров в квартирах). Еще одно отличие связано с коммуникациями. Так, в тех корпусах, где предлагаются лофты, на кровле установлено оборудование для центрального кондиционирования, к которому через систему приточно-вытяжной вентиляции может подключиться каждый жилец.
В корпусах с квартирами, особенно малоэтажных, применено иное решение. В них предлагается использовать индивидуальные кондиционер или сплит-системы, внешние блоки размещать на небольших балконах с коваными ограждениями (которые одновременно являются эффектным украшением зданий), при этом воздуховоды между улицей и квартирой сооружать не придется: они проложены еще на этапе строительства домов. Причин, по которым применены разные решения, несколько. Во-первых, центральное кондиционирование эффективно работает лишь тогда, когда корпус достаточно большой, то есть, есть много точек разбора воздуха, поэтому распространять его на все строения комплекса неразумно. Во-вторых, индивидуальные сплит-системы позволяют более гибко настраивать микроклимат, регулируя температуру, влажность и степень очистки воздуха. А для некоторых жильцов это важно.
Что касается планировок, то и в квартирах, и в лофтах они похожи. И те, и другие – правильной формы, без непонятных изгибов и закутков, которым сложно найти удачное применение и нелегко обыграть при обустройстве. И там и там высота потолков превышает 3 метра, а большие окна позволяют получить хорошую освещенность. Разнятся разве что виды из окон, причем, возможно, самые эффектные, на Москву-реку, будут у корпусов третьей очереди строительства. Они будут ближе всего к набережной, но пока их можно посмотреть лишь на макете: к строительству этих объектов лишь приступают, а завершится их возведение вместе с финальной сдачей всей «Резиденции композиторов» – в 2020 году.